Даже на малых скоростях подголовник при ударе сзади уменьшает нагрузку на шею почти на треть! Итоги необычного испытания подводит Сергей Канунников. Фото: Александр Кульнев.
Кто бы мог подумать, что удар тележки, налетевшей на машину, способен стать причиной таких последствий! Выглядело все очень неприятно: голова левого заднего «пассажира» «Приоры» запрокинулась назад так, что на мгновение исчезла за задней стойкой, а возвращаясь вперед, эту самую стойку задела. Когда машина замерла, манекен сполз с дивана...
По сравнению с нормами, предусмотренными Правилом № 94-01 ЕЭК ООН (фронтальный удар в неподвижное сминаемое препятствие с перекрытием на скорости 56 км/ч), перегрузки, выпавшие на долю манекенов в нашем тесте, совсем не велики. Упомянутое правило допускает для шеи изгибающий момент величиной до 57 Н·м, в нашем же испытании на шею правого «пассажира» (место с подголовником) пришлось 20,8 Н·м, левого (место без подголовника) – 28,7 Н·м.
Но надо принять во внимание, что правило устанавливает пороговый показатель (те самые 57 Н·м), означающий, что вероятность серьезнейших травм, а возможно, и гибели близка к 100%. При его превышении машина просто не пройдет сертификацию. Нормы EuroNCAP устанавливают два порога, и так называемая «зеленая зона», подразумевающая относительно высокую степень безопасности, заканчивается показателем 42 Н·м. Кстати, в документах этой европейской организации не случайно записано: «Травмирование шеи происходит довольно часто, однако до сих пор мало что известно о том, какими должны быть критерии его оценки». Читай: проще иметь подголовник!
Конечно, тяжесть травм в каждой конкретной аварии зависит от многих факторов – угла удара «догнавшего» автомобиля, позы пассажира, его физиологических особенностей, наконец. Однако в том, что с набором скорости хотя бы до 60–70 км/ч степень опасности возрастает даже не в два раза, специалисты уверены! А ведь, согласитесь, скорости не только за городом, но и в мегаполисах (в те редкие часы, когда трафик минимален) зачастую значительно выше. И каждый наверняка встречал на дорогах машины, корма которых изуродована куда сильнее, нежели задок нашей испытуемой.
Поставим вопрос ребром: ездить с подголовниками или без них? Снижение на 30% возможной (и нередко травмирующей!) нагрузки на одно из самых уязвимых мест близкого тебе человека, расположившегося на заднем сиденье, – много это или мало? Сами оцените, во что обойдется уменьшение степени риска: разница в цене, скажем, для «Рено-Логан» с подголовниками и без составляет примерно 6,5% (притом что это не единственное различие между двумя комплектациями).
Наверное, самое разумное – по примеру Западной Европы и США не предоставлять потребителю выбор и не продавать модификации без задних подголовников, хотя бы двух. Лучше получить подзатыльник, нежели испытывать шею и судьбу.
Минус подголовник – плюс 30% нагрузки на шею. Арифметика не в вашу пользу.